Москва +7-903-947-69-15;
Барнаул +7 (385-2) 25-19-15; +7-903-947-69-15
Санкт-Петербург +7-903-947-69-15;
Новосибирск +7-913-946-43-46

Главная / Статьи /

Дом Бальо


Дом Бальо — старомодный дом в Барселоне, из которого гений Антонио Гауди сумел сделать шедевр прогрессивной архитектуры. А дом в свою очередь вывел Гауди на новый уровень, ознаменовав новый этап в творчестве мастера.
Среди достопримечательностей Барселоны этот дом выделяется прежде всего своей архитектурой. Доходный дом Жозепа Бальо-и-Касановаса стоял с 1875 года и никто на него, кроме квартиросъемщиков и желающих таковыми стать, не обращал внимания. До тех пор, пока Гауди его не перестроил в 1904-06 годах. Заказчик первоначально планировал снести старое здание в пользу нового. Но архитектор знал, что и из старого дома можно сделать конфету.

Наиболее замечательной особенностью дома Бальо является практически полное отсутствие в его оформлении прямых линий. Волнистые очертания проявляются как в декоративных деталях фасада, высеченных из тёсанного камня, добываемого на барселонском холме Монжуик, так и в оформлении интерьера. Существует множество толкований символики главного фасада, но, по-видимому, наиболее правильной является интерпретация здания как фигуры гигантского дракона — излюбленного персонажа Гауди, возникающего во многих его творениях. Победа покровителя Каталонии Св. Георгия над драконом может быть аллегорией победы добра над злом. Меч Св. Георгия, вонзённый в “хребет дракона”, представлен в виде башенки, увенчанной георгиевским крестом, фасад здания изображает сверкающую “чешую” чудища и усеян костями и “черепами” его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов. За столь необычный вид дом Бальо сразу же прозвали в народе Домом Костей.

Сохранив исходную структуру дома, примыкающего боковыми стенами к двум соседним зданиям, Гауди спроектировал два новых фасада. Главный фасад выходит на проспект Passeig de Gracia, задний — внутрь квартала. Кроме того, Гауди полностью перепланировал нижний этаж и бельэтаж, создав для них оригинальную мебель, и прибавил подвальный этаж, мансарду и асотею (ступенчатую террасу крыши). Две световые шахты были объединены в единый внутренний двор, что позволило улучшить дневное освещение и вентиляцию здания.

Как и в других произведениях Гауди, в доме Бальо тщательно продуманы мельчайшие детали конструкций и декорации. Интересно оформление светового двора, где архитектор создал особую игру светотени: для достижения равномерного освещения, Гауди постепенно изменяет цвет керамической облицовки от белого до голубого и синего, интенсифицируя его по мере продвижения снизу вверх и завершая настоящим всплеском лазури в отделке дымовых и вентиляционных труб. Той же цели служит и изменение размеров выходящих в патио окон (они постепенно уменьшаются с высотой). Элегантная и функциональная мансарда дома организована при помощи параболических арок, применяемых Гауди и при реализации других проектов.

В 1962 году Дом Бальо был объявлен Художественным памятником Барселоны, в 1969 году — памятником национального значения, в 2005 году включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот шедевр принято рассматривать в контексте модернизма, как, впрочем, и всё остальное творчество Гауди. Понятное дело, что при этом модернизм понимается в самом что ни на есть широком смысле этого слова, потому что сам творец не привязывался ни к какому направлению и вообще не ограничивал себя ни в чем. Многие исследователи творчества Гауди признают, что реконструкция дома Бальо является началом нового творческого этапа мастера: с этого проекта архитектурные решения Гауди будут диктоваться исключительно его собственным пластическим видением без оглядки на известные архитектурные стили.

Все статьи